• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:54 

Клясться, проклинать и материться - это одно слово vanduma. А alla vanduma - покоряться. А я-то думала, чего в тексте боги и герои ругаются...
#eesti_keel

18:19 

Сильвио

Мне есть, что терять. Не стреляйте, Сильвио.
Прошу вас. К столу, есть вишни.
Мне есть, что сказать, но слова излишни,
Я знаю, война, но я рад затишью.
Бесстрастно ждать смерти бессилен я.

Я знаю, война, но ловлю губами
Снежинки и поцелуи.
И времени нет, так зачем нам с вами
Транжирить его впустую?
Не время бояться календаря,
Не время глядеть устало.
Мне есть что терять, у меня есть я,
А это уже немало.

Прачка-зима льдом пути намылила,
Простыни стелит сушиться,
За корку хлеба дерутся птицы...
Вам-то, сударь, к чему ершиться?
Вам - есть что терять? Расскажите, Сильвио!

23:44 

Когда я в Тарту, мне начинает казаться, что Риги не существует. Что она как Средиземье, есть только в сознании и на картах. В Риге мне или очень хорошо, или очень плохо. А в Тарту среднепаршиво и ничего не хочется делать. Ехать в Ригу - как на ролевую игру. Вроде хочется, а вроде думаешь "блин, зачееем я на это подписался, персонаж какой-то хероватенький и вокруг ЛЮДИ, с ними надо взаимодействовать, аааа, спасите-помогите". А потом автобус подъезжает к знакомым местам, и ты такой как придурок готов орать от восторга: "Даугава! Лидошечка! Маскачка, чудесная-замечательная Маскачка, трамваи-булыжники-развалюхи деревянные-е-е-е! Аааа, надписи вокруг на настоящем понятном латышском, счастье-то какое!" А потом идёшь от автовокзала к своей остановке. Подскальзываешься на какой-то гадости, чуть не падаешь на бомжа. Едешь в компании матерящихся по-русски латышских подростков. Грузишься вечным вопросом "свой я здесь или чужой" до самой двери. Кошка тебя демонстративно не встречает, в комнате похозяйничал брат, а из шкафа вылетает моль. Свалю нахер в Питер и приезжать не буду, думаешь сердито, и тут котейшество приходит и милостиво гладит тебя лапой по морде. Ну ладно, ладно, буду, куда я денусь. Из любой точки земного шара буду же, вот мой Жюль Верн стоит на полочке, расскажите Филеасу Фоггу про расстояния.
Да, я завтра в Ригу на несколько дней, врачам в плен сдаваться.

21:19 

Нежданчик.

Вот так живёшь себе, живёшь, стихов нормальных с лета не пишешь, а потом заходишь на стихиру, а там хренакс 269 просмотров за день и все голосуют за твоё старое и не очень удачное стихотворение (зато про котиков), которое внезапно оказалось номинировано на стихотворение ноября.
Что происходит вообще?!
Не, ну то есть мне приятно, конечно, но вообще я чёт в лёгком афиге.
www.stihi.ru/2015/02/28/1017

00:05 

Вишлист деньрожденьишный

ДР у меня 12.11. Когда в Латвию, без понятия, да и праздновать особо не буду, но подарки люблю ^_^


1. Открытки. На стене возле моего стола ещё много свободного места. Purde 27-415, 50106, Tartu, Estonia.
2. Всевозможный хендмейд.
3. Всё для всевозможного хендмейда. Вязальные нитки, крючки, иголки.
4. Чаи, особенно зелёные и фруктовые.
5. Шерстяные носки - много не бывает.
6. Шали и шарфики - много не бывает.
7. Ёжики во всех вариациях, кроме напосредственно живого ежа - меня с ним из общаги выселят)
8. Тельняшки. Можно зелёные и красные, их у меня ещё нет)
9. Ватник. Нет, я не очень ватник, но я хочу ватник ^_^
10. Шапка-ушанка.
11. Чехол для гитары.
12. Флаг России и флаг Латвии. А то люди думают, что я из Польши)))
13. Сыр. Особенно козий. Это лучше любых сладостей.
14. Всякие фанатские сувениры по "Хоббиту", "Властелину Колец", "Нарнии", "Звёздным войнам" и "Аватару" (который Повелитель стихий, ессна). А ещё алисАмаскую, арийскую, ДДТ-шную и аквариумную атрибутику.
15. Хм, да - гриффиндорский шарфик!
16. Фрукты и варенье.
17. Всевозможные тетрадки и блокноты с фэнтезийным дизайном.
18. Письменные принадлежности - много не бывает.
19."Индоевропейский язык и индоевропейцы", Иванов, Гамкрелидзе. Я всё-таки ещё надеюсь получить это в бумажном виде в собственную собственность.
20. И вообще книги умных людей филологов и историков дарить можно и нужно. Только не задорновщину и не фоменковщину какую, ради всего святого! А то у меня печки нет...
21. Маленькая сумочка (кошелёк-мобильник-ключи). Лучше мужская, они практичнее.
22. Всякая бижутерия. Я сорока, я люблю кулончики-бусики-заколочки. А если они ещё и с кельтскими мотивами, то совсем ыыы.
23. Колонка, которую можно подключать к ноуту или к телефону.
24. Электрический чайник (мой ещё жив, но уже не очень).
25. Хороший консервный нож, который не развалится через пару месяцев.

22:33 

"Храните чистоту до венчания, и ваши дети будут благополучны", - сказали недавно одной знакомой паре. Серьёзно? Не потому, что так положено/правильно, а потому, что иначе дети болеть будут? Это по-христиански - пытаться дать взятку Богу "чистотой"?
Кажется, это оскорбляет мои религиозные чувства.

00:17 

Я ничего не понимаю в психологии, может, умные люди давно придумали для этого термин, но я называю это "эмоциональная очевидность". Это то, во что рано или поздно упираются все интеллектуальные споры и логические размышления. Для кого-то очевидно, например, что нужно с почтением относиться к павшим героям и нельзя так просто взять и пописать в вечный огонь, если никого вокруг нет. А другой спросит "а почему", и никто ему логического обоснованного ответа не даст. Ну а что, испарится же, даже лишней работы дворникам не создашь. Просто так нельзя и всё тут.
Но тут - для многих нельзя, даже для тех, кто никогда не празднует 9 или 8 мая. А вот другой случай. После Перестройки распустили одну научно-исследовательскую лабораторию. Сотрудникам предложили довольно крупную по тем временам компенсацию. Некоторые взяли, некоторые гордо отказались: да мы же не за деньги работали, мы же за науку, а вы нам подачку суёте. Те и другие друг друга не поняли. Честно говоря, я бы деньги взяла, я не очень понимаю эту разновидность гордости, напоминает известный принцип "назло бабушке отморожу уши".
Мелкие "эмоциональные очевидности" часто служат причиной бытовых конфликтов. Хрестоматийная ситуация: жена говорит, что хорошо бы полочку повесить, а потом обижается, что муж не повесил. Для неё намёк очевиден, а для него - нет. Я вот дома обычно в роли тупого мужа: не улавливаю, что фраза "сегодня я так набегалась" означает, что я должна почистить картошку. Или муж говорит "приду после обеда", приходит в девять, и не понимает, почему так психует жена. Для него не очевидно, что для него держали разогретым обед и рассчитывали вместе посмотреть фильм.
Как-то в чате я в ироническом ключе написала "крымнаш". Оказалось, что для собеседника такое слитное написание - маркер человека, у которого "рашка-говняшка", а Европа - рай земной. Для меня это отнюдь не очевидно. Сошлись на том, что в разговоре с ним я так выражаться не буду. В свою очередь, собеседник знает, что я неадекватно воспринимаю комплименты в адрес своей внешности, а потому не пытается именовать меня красавицей. В отличие от ряда людей, для которых очевидно, что особь женского пола 22 лет должна получать удовольствие от кодового слова "красивая", а если нет, то врёт и выёживается.
"Если хочешь сказать мне слово - попытайся использовать рот". Это абсолютно гениальный принцип, который игнорируется абсолютным большинством. Если что-то непонятно - спроси. Если что-то кажется очевидным - скажи об этом, может, для собеседника это совсем не так.
Конечно, проще всегда с теми, с кем не надо лишний раз "использовать рот". Я вот ненавижу объяснять, почему я люблю Толкиена или группу "АлисА". Точки соприкосновения существенно упрощают жизнь, особенно соприкосновения "эмоциональных очевидностей".
Как-то мы шли мимо памятника Освободителям в Пардаугаве. У меня была охапка васильков. И спонтанно так я решила положить к памятнику часть цветов. Положила, смутилась, пробормотала "это было глупо". "Нет", - сказал спутник. И это было классно, потому что человеку НЕ НАДО ОБЪЯСНЯТЬ то, что вообще не очень-то объясняется и на эмоциях базируется.
А сложнее всего с людьми, с которыми бесполезно "использовать рот", для которых существуют только их очевидности.

12:15 

Вот я даже забыла, что обещанная восьмая часть поттерины будет зваться "Гарри Поттер и проклятое дитя", а моё подсознание запомнило. И приснило мне сегодня продолжение.
Помните конец седьмой части, где Волдеморт лежит на неведомой станции в виде страшного существа размером с ребёнка? Так вот, это существо действительно превратилось в младенца, который оказался подброшенным на порог дома Уизли. Естественно, добрая Молли Уизли не могла его не усыновить. Мальчик рос злобненьким, кидался на окружающих, говорить начал очень рано и басом. А я вспоминала фанфик, в котором эльфийка усыновила орчонка, а он её потом убил. Попыталась я объяснить доброй усыновительнице, что тут что-то не то, но она меня и слушать не желала. А Гарри Поттер ходил такой крутой и пафосный, убивал каких-то кракозябр и ловил восторженные взгляды фанаточек. И тоже на подозрительного мальчика внимания не обращал.

23:14 

Вот у вас бывает такое: жутко бесит слово, а заменить нечем? Меня, например, жутко раздражают многие слова, связанные со взаимоотношениями М и Ж. Особенно мода на слово "партнёр". Партнёр - это когда цель отношений выгода, а невыгодно - контракт рвётся. И всё, никаких тебе совместных прохождений огня-воды-медных труб. В духе потребительского века.
Если б я была законодателем языковой моды, я бы заменила партнёра на товарища. Привкус чего-то кэгэбэшного ушёл бы быстро, а осталось бы значение союзничества, единомыслия. Только вот если я начну внезапно заменять одно слово другим, люди просто перестанут меня понимать.
Ещё у меня всегда проблема с тем, как называть текущего партнёра-товарища. Слово "парень" вызывает субъективные неприятные ассоциации с тех пор, как парень сестры выставлял меня из комнаты со словами "ты заПАРила, Наська". "Вторая половинка", "возлюбленный" - пафосно и сладенько до тошноты. "Бойфренд" звучит нормально исключительно по-английски. "Молодой человек" - ну, а если это мужчина постарше? "Мой мужчина" - а если это юный ровесник? Просто "мой" - сразу предствляется баба такая: "Ой, а мой-то вчерась с Коляном так нажрался!" Чаще всего я просто говорю "друг", но если разговорная ситуация требует уточнения - мой внутренний филоло-перфекционист забивается в уголок и плачет.
Ну и глаголы. "Встречаться" - а если у нас роман по переписке? "Завести парня" - блин, он что, хомяк? "Быть в отношениях" - угу, у тебя вся морда в отношениях, вытри, не позорься. Кажется, нормально звучит только слово "вместе". Но вот "товарищ, с которым мы вместе" - опять фигня какая-то.
А вот "замужем", "муж", "жена" - нормальные человеческие слова. Прям представляю диалог.
- Почему вы решили пожениться?
- Мой внутренний филолог искал успокоения.

15:30 

Любви к оружию пост

Как я уже неоднократно писала, к оружию я отношусь предельно по-женски: нихрена в нём не понимаю, но могу визжать от восторга, когда вижу красивую саблю или самолётик. Неделю назад товарищ часов пять водил меня по питерскому артиллерийскому музею, и я обнаружила, что отдельные экземпляры огнестрельного оружия тоже ввергают меня в состояние восторга. Особенно ракеты. Особенно баллистические. Вот где совершенство формы, куда там вашим акулам (привет Макаревичу). И торпеды всякие. Если бы я была древним человеком, я бы поклонялась камню в форме ракеты, потому что он офигенный. Зенитки тоже ничё так. Винтовку Мосина вот просто хочется взять в руки и гладить, как кота.
- О, красивая пушка. А эта не. А эта ваще офигенчик, - вот примерно так я ходила среди наружных экспозиций. - О, я поняла, почему. У которых дула короткие, те некрасивые, а у которых длинные - те ыыы.
- Фрейдисточка, - вздохнул мой товарищ. Он задолбался мне объяснять, как визуально отличить пушку от гаубицы, а танк - от самоходного артиллерийского орудия.
К концу экскурсии выяснилось, что хотя для ыыы размер имеет значения, но некоторые короткоствольные орудия - тоже ыыы. Вот пулемёт "Максим" некрасивый, но один вид его внушает уверенность и желание вцепиться, сжать гашетку и палить. То же самое с Т-34 - большой и классный, хочется взять и обнять. Стоящий у ворот музея "Тополь" - из той же категории. "Калашников" визуально посимпатичнее, но желание подержать вызывает не эстетикой, а именно вот этим ощущением надёжности. Правда, когда в музее я попробовала его собрать-разобрать, а в тире пострелять, то пришлось признать: нет у меня огнестрельного таланта. Но для ыыы это всё равно не помеха Смайлик «kiki»
Оружие похоже на людей, а люди - на оружие. Вышеупомянутый товарищ напоминает пулемёт "Максим", есть знакомый, которого я воспринимаю как БТР, есть знакомый-револьвер, есть знакомая-мортира, есть знакомая-эльфийский меч. Товарищ, у которого схожий глюк восприятия, говорит, что я торпеда, потому что торпеды похожи на ёжиков, в воде пузырьками фыркают. Такой вот милитаристский упрт.

11:09 

Больничности

Я тут внезапно в больничке, так что вот вам пост любви к нашей медицине.

Больница Страдыня - это очереди. Нет. ОЧЕРЕДИ. И сногсшибательная заботливость персонала, которому хочется скорей от тебя избавиться. Ликвидировали симптом и выпихнули, не докапываясь до причины. Езжайте домой. А я не то что до автобуса, я до ворот дойти не могу. Больно мне. Ложусь на скамейку, звоню папе, чтоб забрал. Приезжает, ругается с врачами, заставляет сделать хотя бы рентген. Смотрят на меня как на врага народа и симулянта, но отправляют в очередь на рентген. Простое человеческое сочувствие проявляет только тетя рентгенолог и старый санитар, забиравший меня на каталке со скамейки. А так, при всем уважении к врачам как таковым, создалось впечатление, что работают они для самоутверждения. Прикольно ж доминировать над беспомощным пациентом. Два умных хирурга говорят как с пятилетней, объясняют мне, что всему виной то, что я мало пью и злоупотребляю мучным. Игнорируют при этом еще один появившийся важный симптом, даже два.Отправляют домой. В итоге возвращалась я уже на скорой ночью, и наконец-то положили в отделение.

Соседке с панкреатитом вчера разрешили есть. Сегодня не дали. Та аж расплакалась. Приходит врач, она спрашивает: а что такое, почему мне опять нельзя? А врач: да нет, я вам всё разрешила. Её просто ЗАБЫЛИ внести в список. И не факт, что до обеда внесут.

Сбился катетер. Иду в процедурку, прошу поправить. Придём, говорят. Естественно, забыли. Пришли ставить капельницу. "А, идите в процедурку, поменяем". Вроде поменяли. Поставили капельницу. Вдруг чувствую, мокро. Смотрю - всё в крови. В панике зову медсестру. Приходит и меланхолично так: "А, ну я криво систему прикрутила. Ну или вы рукой дёрнули, сидите тут с компьютером". Поставила нормально, ушла. Потом встаю - а под кроватью лужа крови. Оказывается, я должна была сама увидеть и позвать уборщицу.

Лежит девушка. Позавчера кровавый понос был, а со вчерашнего дня запор. Диагноз поставить не могут, потому что ПОТЕРЯЛИ анализ кала, а нового нет.

Лежит старушка с прикрученным мочесборорником. Перестал наполняться. Идёт к медсёстрам. "Ну что вам опять нужно?" (а она вообще к ним в первый раз с просьбой). Оказалось, сами же ей крантик недоповернули. До этого так же забыли повернуть кран другой женщине, она полдня ходила с пустым мешком.

Да, я знаю, что врачи - люди героические и всё такое. Но по-моему всего вышеназванного быть как-то слегка не должно, ну, мне так кажется...

02:26 

Стареешь, внученька, стареешь (с)

Это грустный пост о том, что в Латвии собирается быть ролёвка по Толкиену (в Латвии! по Толкиену!), я собираюсь играть хоббита и вроде всё классно (кроме того, что ничего не готово, а времени осталось два дня!), но при этом я ловлю себя на мысли о том, что лучше бы сделала то, то и ещё это, и вообще игра - это стресс. Что хуже всего, игра будет по-английски, потому что делается вместе латышами и литовцами, русскоязычных приедет штук 15 со всей Прибалтики. Я и в латышском-то своём не уверена (при переписке с мастером лезу в словарь), что уж говорить об инглише. Ещё квенту по-английски писать, вообще адов ад.
Милое Мироздание, вот обязательно устраивать сбычу мечт так, чтоб она была в тягость?
Нет, я по-прежнему ролевик и вроде даже со светом Амана в глазах, но просто что-то меня реальность зажевала и проглотила. Эскапизм, вернись, я всё прощу.

13:29 

Монастырские впечатления. Часть третья.

Монастырские впечатления, часть третья, последняя. Пани Жджислава.
Седовласая дама в дорогих серьгах и в полураспахнутом домашнем халатике решительно кладёт мне в тарелку ещё одну котлету. Возражения не принимаются. Бабушки везде одинаковы. Её здесь и называют попросту babcia, бабушка. Когда-то она танцевала в ансамбле, была бойкой и резвой - да и сейчас ещё ого-го. В свои 76 она увлечённый автолюбитель и регулярно самостоятельно приезжает в монастырь.
- У меня недавно муж умер, - говорит она. - Плачу, сажусь за руль. Завожу мотор - и вся печаль проходит.
Чаевничаем с тортиком.
- Вы молитесь отдельно, я отдельно, - строго говорит пани Жджислава нам с сестрой Н.
- Но мы можем прочитать молитвы и по-польски, а не по-церковнославянски, - робко возражает послушница. - Или по-латышски. Анастасия, ты знаешь "Отче наш" по-латышски?
Я смущённо качаю головой. Пани непреклонна.
- У нас разная конфессия. Молиться будем отдельно.
У непреклонной католички внук - православный монах в Супрасле, а внучка полгода жила в православном монастыре в Зверках. Монашкой не стала, ушла в мир и переехала в Австралию. Но за то время, пока бабушка ездила помогать своей Зусе, с местными насельницами она сроднилась. Стала, так сказать, всеобщей бабушкой.
Уход внука в монастырь она вспоминает с удивлением.
- Они в Англии жили. Вдруг звонит внук: "Бабушка, я в Польше. В Супрасле". - "Что ты там делаешь?" - "В монастырь ухожу". - "Там же православный монастырь, а ты же католик!" - "Уже нет". Звоню дочери. "Знаешь, где твой сын?" - "Да вроде поехал с друзьями куда-то". - "Он в Супрасле". - "Что он там делает?" - "В монастырь уходит". "Куда?!" Дочка плакала и отговаривала его, а он ей так строго: "Не плачь, мама, я больше не твой, я Божий".
История Зуси была проще и печальнее: рассталась с мужем, с родителями поругалась, жить негде, брат пристроил пожить в монастырь. Но смиренной сестры Зузанны из неё не вышло, так что теперь пытается построить своё австралийское счастье. Дай Бог получится.
Свой католический крестик пани Жджислава носит так, чтобы видно было. Но при всём своём католичестве выдала следующее:
- Закончилась служба, и Владыка пошёл благословлять народ. Чтобы у католиков епископ вышел с народом общаться? Да они тут все... (показывает задранный нос). В православии проще всё, душевнее. И глубже. Будь я моложе - перешла бы. Но уже не буду.

13:29 

Монастырские впечатления. Часть третья.

Монастырские впечатления, часть третья, последняя. Пани Жджислава.
Седовласая дама в дорогих серьгах и в полураспахнутом домашнем халатике решительно кладёт мне в тарелку ещё одну котлету. Возражения не принимаются. Бабушки везде одинаковы. Её здесь и называют попросту babcia, бабушка. Когда-то она танцевала в ансамбле, была бойкой и резвой - да и сейчас ещё ого-го. В свои 76 она увлечённый автолюбитель и регулярно самостоятельно приезжает в монастырь.
- У меня недавно муж умер, - говорит она. - Плачу, сажусь за руль. Завожу мотор - и вся печаль проходит.
Чаевничаем с тортиком.
- Вы молитесь отдельно, я отдельно, - строго говорит пани Жджислава нам с сестрой Н.
- Но мы можем прочитать молитвы и по-польски, а не по-церковнославянски, - робко возражает послушница. - Или по-латышски. Анастасия, ты знаешь "Отче наш" по-латышски?
Я смущённо качаю головой. Пани непреклонна.
- У нас разная конфессия. Молиться будем отдельно.
У непреклонной католички внук - православный монах в Супрасле, а внучка полгода жила в православном монастыре в Зверках. Монашкой не стала, ушла в мир и переехала в Австралию. Но за то время, пока бабушка ездила помогать своей Зусе, с местными насельницами она сроднилась. Стала, так сказать, всеобщей бабушкой.
Уход внука в монастырь она вспоминает с удивлением.
- Они в Англии жили. Вдруг звонит внук: "Бабушка, я в Польше. В Супрасле". - "Что ты там делаешь?" - "В монастырь ухожу". - "Там же православный монастырь, а ты же католик!" - "Уже нет". Звоню дочери. "Знаешь, где твой сын?" - "Да вроде поехал с друзьями куда-то". - "Он в Супрасле". - "Что он там делает?" - "В монастырь уходит". "Куда?!" Дочка плакала и отговаривала его, а он ей так строго: "Не плачь, мама, я больше не твой, я Божий".
История Зуси была проще и печальнее: рассталась с мужем, с родителями поругалась, жить негде, брат пристроил пожить в монастырь. Но смиренной сестры Зузанны из неё не вышло, так что теперь пытается построить своё австралийское счастье. Дай Бог получится.
Свой католический крестик пани Жджислава носит так, чтобы видно было. Но при всём своём католичестве выдала следующее:
- Закончилась служба, и Владыка пошёл благословлять народ. Чтобы у католиков епископ вышел с народом общаться? Да они тут все... (показывает задранный нос). В православии проще всё, душевнее. И глубже. Будь я моложе - перешла бы. Но уже не буду.

09:45 

Вечер в семье историка.
- Дорогой, посмотрим "Доктора Дулитла"?
- Хуицилихуитла!
(Хуицилихуитл - вождь ацтеков, чьё имя означает "перо колибри". А не то, что вы подумали).

22:26 

Кто хочет пообщаться с журналистами?

Двое молодых журналистов-путешественников, полька и русский, будут в Латвии 11-14 августа. Было бы идеально, если б кто-то позвал их в гости на ночлег, но и готовность просто пообщаться - уже хорошо.
Антон Волков и Agata Malec занимаются образовательным проектом "Балтийские образы". Они собираются писать путевые заметки о Прибалтике. Интересуются местным фольклором, культурными связями России, Польши и Прибалтики и жизнью нацменьшинств, в частности, поляков и русских. Так что если кто готов поговорить за национальную тему - тоже пишите. Вот, например, материал Антона о жизни россиян в Польше - чтоб было понятно, что примерно они собираются писать.
lenta.ru/articles/2015/06/15/poland/
Агата тоже писала статьи о своих путешествиях автостопом по России и Украине, но, к сожалению, они все на польском.
Поездка проводится при поддержке Общества сотрудничества Польша-Восток (Опольское отделение) и журнала "Zupełnie Inny Świat". Ребята проводят разные интересные занятия, среди них - оригами, декупаж, моделирование воздушных шариков и мастер0класс по расписыванию лампочек.

Ну а ещё это классные люди, с которыми просто интересно пообщаться. Всем их советую, в общем. Пишите мне в личку, а лучше - найдите на фейсбуке Агату и пишите ей.

@темы: путешествия, Польша, Россия, журналисты

12:22 

Сегодня моё подсознание решило: а чем я хуже Джорджа Мартина? И очутилась я во сне среди братьев Ночного Дозора. У нас был поход куда-то далеко за Стену, и там не было деревьев. Поэтому костёр мы топили людьми. Каждый вечер выбиралось двое самых хлипких. Им внушалось, что это честь - согреть братьев своей гибелью. И только я знала, что на самом деле это жертвоприношение Белым Ходокам, и если никого не сжечь, ночью придут они.
У нас была старинная стеклянная банка, где перекатывались какие-то мелкие зёрна или бусины. На самом деле это были буквы, и вместе они складывались в текст, который нужно было расшифровать, потому что он мог бы помочь справиться с Ходоками. Текст был почему-то на польском, и я могла бы его прочитать, но он был мелким-мелким, глаза всё время теряли нужную строчку, а малейшее шевеление банки приводило к изменению текста.
В какой-то момент я стала Джоном Сноу, который не выдержал и стал вдохновенно рассказывать товарищам правду и призвал прекратить жертвоприношения. Мол, чем мы лучше Крастера. Энтузиазма его предложение не встретило. Драконова стекла ни у кого не было, и встречать нежить никто не хотел.
В следующий момент хотели сжечь уже меня, и я была уже не храбрым Джоном Сноу, а бесконечно испуганной слабой Ананастей. И мучительно думала: так, если я попрошу перед смертью позволить мне погулять по огороду (там откуда-то взялся огород бабушки с дедушкой), это прокатит? Мне поверят, что я не сбегу? Я могу поклясться, что не сбегу. Клятву нарушать нехорошо, конечно, но сгореть заживо ещё хуже. Убегу, уползу, наверное, всё равно встречу Белых Ходоков - но проживу хоть немного дольше.

00:47 

Впечатления о польском монастре. Часть вторая.

Впечатления о польском монастыре. Часть вторая, религиозно-литературная.

- Если бы два года назад кто-то сказал, что я уйду в монастырь, я бы посмеялась, - говорит сестра Н., послушница. - Я училась на полонистике, хотела быть журналистом. Подрабатывала, жила самостоятельно, парень был. Всегда была компанейской. А в душе нарастала пустота. Всё было хорошо, а смысла в этом не было. Религиозной никогда не была, а тут появились православные знакомые. И как-то постепенно сама стала всё чаще заходить в церковь. Приехала один раз в этот монастырь, стало мне так хорошо, и я подумала: "Господи, я всё брошу, книжки брошу, буду всю жизнь укроп крошить, только позволь мне здесь остаться". Позволил. Так и занимаюсь укропом и прочими растениями. Я ведь всегда книжки глотала и писать любила очень. И сейчас очень радуюсь, когда матушка поручит мне письмо кому-нибудь написать. Но это редко бывает. Некогда писать, да и нельзя без благословения даже дневник вести. Но когда ты целый день физически трудишься во славу Божию, устаёшь очень - Господь тебе такую радость даёт! Не надо говорить, что кто-то не годится в монахи. Никто не знает, кого Он призовёт.

"Нет, Господи, меня не зови, - с ужасом подумала я. - Писать не брошу, даже не проси. Это даже не самое ценное, что у меня есть - это единственное, что у меня есть. Да что там, без фейсбука я начинаю спамить смс-ками друзьям, потому что не делиться впечатлениями не способна вообще".

Что забавно, мотивы выбора конфессии у православных поляков местами те же, что у российских католиков.
- Как-то с парнем-католиком мы зашли в костёл, - говорит сестра Н. - Там священник говорил проповедь. О политике. Ну как так? Он должен говорить, как душу спасти, а не за какого депутата голосовать. Католическая Церковь слишком политизирована.
- Закончилась служба, и Владыка пошёл благословлять народ, - рассказывает пани Жджислава, персонаж, достойный отдельного поста. - Чтобы у католиков епископ вышел с народом общаться? Да они тут все... (показывает задранный нос). В православии проще всё, душевнее. И глубже.

Монастырская церковь - смесь русского и греческого в той пропорции, чтоб было хорошо и красиво. У стен стасидии (кресла такие), так что на службе иногда можно сидеть - хотя сидят гораздо реже, чем греки, и сидят не все. Роспись - критский стиль+церковнославянские надписи. На одной стене была фреска, где Пилат умывает руки. Пилат почему-то был бородат, и я зависла.
Литургия в монастыре бывает только раз в неделю, в воскресенье. Обычно нет священника и сёстры читают и поют молитвы сами. Два часа в шесть утра, час в семь вечера... Мне, мирянину, вынести этот объём было очень тяжело (а они-то ещё за работой молятся постоянно). Пожалуй, даже сложнее, чем невозможность тут же поделиться полученной информацией в письменном виде (да, блогерство - тоже болезнь, сродни селфи). Один раз я спала на стасидии во время утрени. В другой раз после вечерни психанула и ушла гулять в лес, опасаясь, что иначе сорвусь и наору на неповинных монашек за их невыносимое благочестие. Услышала вдали вой, стреманулась, далеко не пошла, но остыть успела. Зато олениху видела. Ещё и лоси вдалеке кричали, кажется. Подлесье, дикая природа, все дела.
Всё-таки на данном этапе духовного развития в лесу мне лучше и легче, чем в храме. Не нужно вести себя прилично. Можно запеть. Можно черничину сорвать съесть. Можно взять, достать блокнот и записать всё, что в голову придёт. Не станешь же писать в церкви, ну. Всё-таки 10 дней не писать ничего, кроме смс - это как-то не по мне.

23:22 

Монастырские впечатления. Часть первая.

Я тут пожила 10 дней в польском православном женском монастыре в Зверках, что под Белостоком. И понемножку буду публиковать свои разрозненные впечатления.

Часть первая, национал-филологическая.

О языке польских православных (живущих в основном в окрестностях Белостока) можно научную работу писать. Почитай отдельная нация, что-то среднее между поляками и белорусами. Западные поляки часто не считают их за поляков вообще. Православные - значит, russkie. По словам одной монахини, половина сестёр, если б нужно было назвать одну национальность, записала бы себя скорее в белорусы. Не зная белорусского при этом и посредственно зная русский. В речи много русизмов, говорят, есть ещё белорусизмы и украинизмы, не слышала. Ну и церковнославянизмы, естественно. Как говорили сёстры, польские слова иногда не передают всей глубины значения церковнославянского слова. Смирение - это состояние души, а pokora - это только внешнее проявление смирения. Покаяние - это изменение сознания, а слово pokuta связано скорее с выполнением наказания за грех.
Полонизированные русизмы - отдельная забавная вещь. Берётся слово "батюшка", становится baciuszka. Ударение сохраняется, а склоняется всё по польской парадигме. Так что есть стол dla baciuszków.
К монахам не принято обращаться на пан/пани. Чаще всего они друг с другом на ты, а если нет, то используют обычное польское обращение в третьем лице, но "пани" заменяется на siostra. Но это теоретически. Потому что практически чаще всего они используют "вы". Совершенно не по-польски, зато проще.
Польский акцент в церковнославянском - самый правильный в отношении того, как должен теоретически звучать труъ-старослав. Никакого аканья, твёрдое "ч"... Но не понимала я его абсолютно. Когда читались незнакомые молитвы, я поначалу пыталась вслушиваться и вникать, а потом забила.

14:46 

У каждого города есть та черта, за которой он как бы говорит: да ладно, смотри, я же только притворяюсь солидным городом. Как будто офисный работник в пятницу скинул пиджак, надел спортивки с вытянутыми коленками, погрызанные собакой тапки - и пошёл за пивом.
Рига между Островным и Южным мостами именно такая. Сама не верит, что она город, и по-простецки пестрит тысячелистником, клевером, чистотелом, цикорием.
А под Южным мостом вообще не верится, что сверху цивилизованно ездят взад-вперёд машины. Их почти не слышно. Сидишь себе в камышах, вертишь в руках камешки, а сверху такая странная-странная крыша, чуждый элемент.
Чем больше по Риге гуляю, тем больше её люблю.

Дневник Ананасти

главная